«Чтобы помнили»


«Чтобы помнили»

(К 70-летию  победы под Ленинградом, разгрома  фашистов под Сталинградом и Курском)

классный час для 11 класса, 45 минут

оформление доски:               27.01.1943г.

                                            02.02.1943г.

                                            05.07- 23.08.1943г.

                                            весна  1943г.

1  9 мин.- вступительное слово учителя (на экране – портрет  Ракина  Николая Александровича – участника военных событий) и обмен информацией:

 

    в том числе вопросы  о Ленинграде, блокаде, Сталинграде,  Доме Павлова, Курске, «Огненной дуге», «Маленьком  принце»,  авторе  «Маленького  принца»;

    воспроизведение знаний по истории, обществознанию, географии, литературе, истории семьи;

    пошаговое дополнение текста на доске:

                                      27.01.1943г.снята 900-дневная блокада  Ленинграда 

                                      02.02.1943г. советские войска разгромили  фашистов под Сталинградом 

                                      05.07- 23.08.1943г. длилась  «Огненная дуга»

                                      весной  1943г. издан  «Маленький принц» 

   ключевой вопрос: что объединяет эти четыре события (Ленинград, Сталинград,  Курск, «Маленький  принц»)?

   и как вывод  -  формулировка  темы классного часа  «70 лет… »

2 – 5 мин. - чтение воспоминаний  Ракина  Николая Александровича – участника военных событий, защитника блокадного Ленинграда  и  жителя  г. Сыктывкара   (на экране текст из «Тетради воспоминаний»  ветерана), пояснения

тетрадь ветерана
   Фрагменты воспоминаний Ракина Николая Александровича – защитника блокадного Ленинграда

«В составе маршевой роты я попадаю в город Сестрорецк, в 27 бригаду пограничных войск, стоящих на границе на Карельском перешейке, в миномётную роту Белохонова. Беседы о дисциплине на переднем крае проводил он с каждым; … лошадей не было, тянули всё сами… Старшину Петрова сменил старшина Степченко (из города Калуги), с приказом обеспечить возвращение сапёров и разведчиков с  «языком»…Обеспечили».

«Два солдата и пулемётчик перебежали к врагу. Краснодарского солдата нашли убитым, опознали и кинули на бруствер траншеи, как падаль… не хочется верить, что его останки будут похоронены вместе с геройски погибшими…расположение огневых точек и система ходов оказались у врага… мы вынуждены всё переделать…мёрзлый грунт…; финны не ожидали сопротивления, но мы не дрогнули…»

«…исполнял обязанности писаря, старшины роты;… наша бригада была реорганизована в 201 стрелковую дивизию…; после госпиталя был взят в штаб полка…»

«Пулково…в миномётной роте пришлось исполнять обязанности всех специальностей расчёта; …немцев отогнали, но наступление было остановлено, не помогли и прибывшие  «катюши»…

«Поляна смерти» - это заболоченное место, площадью с десяток гектар, где в мирное время население Эстонии косило траву. Посреди этой поляны проходила широкая просека – единственный путь. Немцы знали это и поэтому били по поляне почти беспрерывно».

«Дорога смерти, затем Невский проспект» - это широкая просека, служившая… дорогой, … здесь всегда людно…немец бьёт с трёх сторон».

«Оборона –…болото каменистое…без единой вырытой траншеи; забор, шириной до одного метра, выстроен из вынутых из земли камней, между ними бойницы. Таких заборных траншей было две по всей окружности плацдарма, землянки тоже из камней, воду для питья брали тут же в вырытых до камней ямах».

3 – 4 мин.45 сек. – просмотр документального  фильма о блокадном Ленинграде (фильм к юбилею снятия блокады, исторические кадры)



4 –  3 мин. 44сек. - песня Б. Окуджавы  «До свидания, мальчики»

поют все  присутствующие под  фонограмму   (песню знаем давно, пели на конкурсе к 65-летию    Победы, на экране портрет автора)

5 - 14 мин. 37 сек. – просмотр документального  фильма  «Курская битва глазами очевидца»

6 – 4 мин. – чтение фрагмента главы главы  V из  «Маленького принца»  Антуана  де Сент-Экзюпери  ( на экране – портрет автора)


   Антуан  де Сент-Экзюпери   (июнь 1900, г. Лион  -  31 июля 1944 г., его самолёт не вернулся из боя)  ещё во время гражданской борьбы в Испании писал об угрозе фашизма. Любовью к людям напитал свою повесть  «Планета людей»  (1939г.), писал с ненавистью о фашистах в повести  «Военный лётчик» *  (1942 г.) и  свободной импровизации «Письма заложнику» **(1943г.):
*«…я не люблю войну, но… пока я не принимаю участия в войне, я морально болен.  …цивилизация сама повинна в том, что оказалась под угрозой.  (потому что) в качестве новой морали было предложено  «обогащайтесь!»
…нельзя говорить  «мы», отделяя себя от других. Только подлец  может при этом говорить  «мы»*;
**«В нацизме я ненавижу  тотолетаризм, к которому он стремится по самой своей природе. Мне безразлично, убьют меня на войне или нет. Что останется из того, что  я любил?»**.
   70 лет назад, весной 1943 г. был издан  «Маленький принц». Но мы помним, что это произведение он вынашивал дольше других и по-настоящему его мотивы начали складываться у писателя именно с началом войны.  Прочтите, поймите, прочувствуйте  какую точную рекомендацию  даёт Маленький принц всем людям:
«На планете Маленького принца, как и на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена  невидимы. Они спят глубоко под землёй, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва  такой милый и безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть его растёт на здоровье.  Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать её с корнем, как только её узнаешь. И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена…  Это семена баобабов. Почва планеты вся заряжена ими. А если планета маленькая, а баобабов много, они разорвут её на клочки.
        -Есть такое твёрдое правило, - сказал мне после Маленький  принц. – Встал по утру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же привели в порядок свою планету. Непременно надо каждый  день выпалывать  баобабы, как только их уже можно отличить от розовых  кустов».

7 -  4 мин. 38 сек. - просмотр документального  фильма  «Сталинград» (перед началом просмотра предложено сделать это стоя и молча   «долгая минута молчания»)

8 -  16 сек. - заключительное слово учителя  (завершение классного  часа)

Пояснение:

Классный час состоялся  28.01.2013г. (понедельник), поэтому тема звучала так, как обозначена в начале. Можно провести этот классный час, к примеру, в сентябре; тогда тему следует приноровить к календарю:

Год  70-летия снятия   блокады  Ленинграда, разгрома  фашистов советскими  войсками под Сталинградом  и  под Курском. А так же издания  «Маленького принца»  Экзюпери.