Музей в научно-образовательном процессе

 

05.02. – 07.02. 2014 г. в Музее истории просвещения Коми края на базе ФГБОУ ВПО "Сыктывкарский государственный университет" состоялась международная научно-практическая конференция «Музей в научно-образовательном процессе».

 

День второй, 6 февраля, открывался моим докладом "Музееведение – важная составная часть воспитательно-образовательного  процесса":

 Обучающимся в лицее при СыктГУ,  приходится много заниматься учёбой и концертной деятельностью. И это всегда поиск лидера, отчёт: покажи - что ты умеешь лучше других? Но есть и другая форма жизнедеятельности лицеистов – музееведение.  В первую очередь следует упомянуть традиционную связь с музеями - это посещение выставок. Для лицеистов нашего учебного заведения она существует в нескольких видах:

- посещение открытий (в рамках занятий в творческом объединении  «Консонанс»),

-посещение с экскурсоводом (в рамках общелицейской работы, к значимому событию, дате, юбилею),

- посещение в удобное для ребят время (в рамках запланированных классных часов), 

-посещение музеев за пределами г. Сыктывкара (в рамках туристических поездок в каникулярное время – Пезмог, Питер, Москва, Нювчим, Ярославль, Усть-Вымь, Пермь, Киров…),

-посещение по предложениям заинтересованных родителей (Ыб, Выльгорт),

-посещение Ночи музеев  (в рамках занятий в творческом объединении  «Консонанс»).

Цель этой постоянной работы – воспитание потребности включения музейных посещений в личную повседневную жизнь подростка.

Гармонизовать отношения между ребятами внутри класса и лицея в целом помогает дружба с музеем, я бы сказала  «конкретная», т.е. создание выставок. Мы не претендуем на научность или уникальность, а, опять же, стараемся достичь выше обозначенную цель.  Грамотное планирование участия каждого ученика, конкретизация его деятельности в процессе сбора материалов к музейным экспозициям ставит ребят в равные условия. Нет «отличников», нет «плохишей», всё относится ко всем ученикам в равной степени. Коллективно созидается общее дело, где возможность  "копить эмоции", "воспитывать душу",  «показать себя» предоставляется каждому.

Работа по созданию музейной экспозиции, мне кажется, очень полезна с точки зрения воспитания культурной личности. И, что исключительно важно, каждому ученику принадлежит главная роль. Конечно, в  «музейную копилку»   не все несут  равнозначную  «добычу» (кто-то устную информацию, кто-то архивный документ…). Но создаётся  иллюзия общего, равноправного, значимого, коллективного действа! Идёт формирование гармоничной личности через накопление "правильных эмоциональных впечатлений".

Организация одной  музейной экспозиции в год, с учётом возраста и лицейской программы,- необходима и достаточна для формирования устойчивого интереса к культурной жизни, в т.ч. к музееведению.

Будучи соавторами  музейных  экспозиций,  ребята исподволь приобщаются к музейному делу. «Соавторство»-  не означает, что в музейном зале будет представлен весь добытый материал. Вместе с тем чрезвычайно необходимо, хотя и очень сложно, чтобы в продукте коллективного творчества каждый  «узнал свою руку», ощутил свой вклад.

Специфика организации работы ребят по созданию выставки в музее:  мероприятие должно быть пролонгированным. Никакой спешки в процессе сбора выставочного материала. Тема в разработке должна быть не одна, а как минимум две. Например, одновременно были в работе темы «Там, где ступала нога лицеиста» и «Сады Клавдии Дулесовой»  (обе экспонировались в 2005 году в Национальном музее РК и Музее просвещения Коми края  и заслужили интерес СМИ). Так же одновременно были в работе темы «Формула доброго сотрудничества: ученик-учитель-библиотекарь»  и  «Вилка».  «Формулу…» посетители Музея истории просвещения Коми края увидели в 2006 году, помимо лицеистов в её создании принимали участие работники КРЮБ. Это событие так же освещалось на радио и в прессе, а  проект «Вилка» был отложен.

Выставка 2007 года  «Бабушкин сундук» стала началом серии подобных выставок в Музее истории просвещения Коми края (и об этом писали в газетах, была подготовлена передача на  «Коми гор»).  Экспозиция 2008 года  «Анютины глазки»  привлекла в музей  «и стареньких и маленьких». Например, коллектив детского сада №84  (заведующая Колпикова Г. П.) не ограничился посещением музея, там оформили стенд своих «Анютиных глазок», провели мероприятия на основе экспозиционного материала, прислали  в лицей подборку тематических работ детей.  На выставке присутствовали священнослужители, об этом событии, помимо других изданий, писала газета  «Вера», отметив содружество музея и лицея, связь поколений.

«Год молодёжи» 2009 увенчался выставкой  «Любовь к природе стала профессией» в Музее истории просвещения Коми края, часть экспонатов была передана в Краеведческий музей села Выльгорт.  Показательно, что именно выбор профессии лицеисты считают основной проблемой молодёжи. Очевидно, по этой причине учащийся школы №38 Огородников Юрий по материалам этой выставки сделал работу (и победил) на научно-практическую конференцию Отечество - земля Коми".  К юбилейному году Победы СССР над фашистами была подготовлена выставка «Письмо солдата» (2010г.), которая продержалась (с некоторой трансформацией) почти 2 года. Она не только заинтересовала СМИ, но стала темой для докладов на школьных конференциях разных уровней,  предметом конкурсных работ (например, шестиклассник СОШ №16 Лушков Яков получил Диплом и путёвку в «Орлёнок» за освещение темы музейной экспозиции).

Выставка «Дракон весны, к 20-летию» (2011г.) посвящалась истории спектакля по японским космогоническим и китайским астральным мифам и была приурочена к 20-ти летнему юбилею постановок этого спектакля. Выставка стала праздником, поводом для пошива новых костюмов и активизации театральной деятельности лицеистов. Выставка рукодельных работ, собранных к 2012 году называлась «Кудесники», она всколыхнула интерес к прикладному искусству,  «передружили» семейные поколения (о чём свидетельствовали совместные творческие работы), стала «местом пересечения» лицеистов разных поколений. По следам выставки были проведены мастер-классы по разным видам рукоделья, например, «Кракелюр и декупаж». Обе выставки экспонировались в Музее истории просвещении Коми края.

Многолетнее содружество лицея именно с  Музеем истории просвещения Коми края, помимо цикла выставок, имеет хороший положительный эффект с точки зрения воспитания культурной личности. Лицеисты приходят сюда на открытия других выставок, на концертные вечера, на Шаляпинские встречи. Нам нравится проводить в этих стенах свой главный праздник – День лицеиста (19 октября).

На девятой выставке, открывшейся 02.12.2013года, «И будь же собственным творцом» посетителям представлено несколько штрихов  из  музейной педагогики и религиоведения – эта факультативная работа  присутствует в дополнительном образовании лицея при СыктГУ, наряду с театроведением, театр - студией (всё в рамках творческого объединения  «Консонанс»).

Я, как автор всех музейных проектов, естественно,  всегда предоставляю свой экспозиционный материал. Но часто, бывает, появляются и неожиданные участники. В этом году, например, на выставку «И будь же собственным творцом» зав. кафедрой иностранных языков Тутринова Г. А. предоставила свои семейные реликвии.   И выпускники прошлых лет, узнав о готовящейся выставке, предложили для общего ознакомления свои замечательно интересные экспонаты: Казанова Юрий - книги, снимки, атрибутику; Терентьев Артём – историю крестика из клада, найденного плотником  Иваном Кустовым во время реконструкции Свято-Казанского храма в Кочпоне.

На выставку   «И будь же собственным творцом!» было  отобрано более 600 экспонатов, затем сформированных в тематические композиции. Из  26 самых активных участников  некоторые  принимали участие ещё и в сборе выставки: Артёмова Вероника, Гусельникова  Яна, Жоголев Владислав, Исакова Ирина, Кузнецова Татьяна, Колесников  Антон, Люосева Елена, Ожиганов  Дмитрий, Полицинская Карина, Попова Софья, Смирнова  Дарья, Сидякина Ирина,  Шебалина Ульяна. Очень хочется, чтобы цитата, заимствованная  в название выставки у символиста Мережковского, стала реальностью: «И будь же собственным творцом!»

В данный период  идёт подготовительная работа к 20-ой выставке, которая будет связана или  с Олимпиадой  2014 года или с музыкальными инструментами из домашних коллекций лицеистов. Большая часть экспонатов для обеих выставок уже подготовлена, так что, может быть, в юбилейный год мы сможем предложить музейному сообществу две выставки.